Популярное среди родителей убеждение, что раннее устройство ребенка в детский сад способствует лучшей адаптации, является ошибочным. Как пояснил эксперт по раннему двигательному развитию Игорь Новокриницкий, психика полуторагодовалого ребенка еще не готова к коллективной среде дошкольного учреждения.
В возрасте 1,5 года сохраняется сильная эмоциональная связь с матерью, и ребенок нуждается в индивидуальном внимании. Резкий переход от положения «центра вселенной» в семье к роли «одного из многих» в группе может вызвать серьезный стресс. При этом дети младшего возраста часто не способны выражать свои переживания словами, что усугубляет психологическую нагрузку.
Критически важным показателем готовности к саду эксперт называет сенсомоторное развитие – умение уверенно ходить, прыгать, ловить мяч, а также способность самостоятельно есть, одеваться и пользоваться горшком. Не менее значимым фактором является психологическая зрелость: умение переносить расставание с матерью, соблюдать режим и общаться со сверстниками.
Специалист подчеркивает, что календарный возраст не должен быть основным критерием при принятии решения о начале посещения детского сада. Гораздо важнее реально оценивать индивидуальные возможности ребенка и уделять внимание развитию его сенсомоторных навыков перед поступлением в дошкольное учреждение.