Юрий Щеглов: «Меня приглашали в Китай делать абашевскую игрушку»

Юрий Щеглов: «Меня приглашали в Китай делать абашевскую игрушку»
Фото: МК Пенза

Более 30 лет Юрий Щеглов занимается русским художественным промыслом. По специальности - инженер-строитель, и по распределению, в 90-ые годы, его направили в Спасский район, работать на абашевскую фабрику. Там и состоялось знакомство с абашевской глиняной игрушкой.

Знакомство с родиной уникального художественного промысла растянулось на всю жизнь и стало главным видом деятельности. Как говорит Юрий Алексеевич, с того времени, количество работников намного сократилось, раньше их было более ста, сейчас восемь. Многие работают по домам, как в Спасском районе, так и в областном центре. Такая, практика сложилась еще в 60-ые годы, когда мастера имели основную работу, а изготовление абашевской игрушки было подработкой.

В XIX – XX село Абашево ведущий гончарный центр страны. Технологию изготовления посуды и игрушек из глины передавали из поколения в поколения. Образовывались целые династии гончаров и дудочников. Игрушки абашевских мастеров традиционно экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Слава абашевской игрушки не утихает до сих пор. Современные мастера являются продолжателями ремесла.

«Глину для посуды и игрушек использую спасскую. Она отлично подходит для ремесла. Заготавливаю ее один раз в год на несколько лет, ее укрываем и она хранится. Немецкое оборудование, которое есть на фабрике с того времени, делает прекрасную глину. Это очень капризный материал, она может потрескаться в процессе сушки, а в обжиге она подвергается воздействию температуры в 900 градусов. Если глина не соответствующего качества, она не выдерживает температуру и просто разваливается», - рассказывает Юрий Щеглов руководитель предприятия. – Все, кто сейчас занимается изготовлением абашевской игрушки, работали, в свое время, на фабрике. Сейчас они все занимаются творчеством по домам. Я владею техникой всех этапов изготовления игрушки, кроме лепки. Лепщик предприятия живет в селе Абашево. Таким образом игрушки рождаются в Спасском районе и Пензе. Я прихожу домой, и начинаю красить игрушки, на одну игрушку уходит два дня, потому что каждую деталь нужно хорошо прокрасить. Если необходимо сделать глазуровку игрушки, то это более быстрый процесс, но требует соблюдения множества условий. Это целая наука - соблюдение температурного режима в помещении, руки должны быть кристально чистыми, исключить наседания пыли, потому что глазурь просто не покроет игрушку. Если она пересохла, то отлетит, если сырая тоже. Мы делаем глазуровку игрушек в небольшом цехе, где все соблюдаем».

Каждая абашевская игрушка имеет свою индивидуальность. Всего, по словам Юрия Щеглова он насчитывает 95 образов, и каждый, имеет свою смысловую нагрузку. Так, например, золотой баран - символ достатка, а вот Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентине Матвиенко был подарен грифон - это симбиоз орла и льва, высотой 60 см, как символ абсолютной власти. В месяц изготавливают до 500 штук. Уникальность творчества в самобытности.

«Пытались мастера в других регионах копировать, изготовить такие же глиняные игрушки, но не получалось. На выставках очень много подходят и расспрашивают. Например, мне задавали вопрос про игрушку большой художественной формы. А какой каркас деревянный или металлический скрывает большой золотой баран? Я улыбнулся, неужели такой каркас выдержит температуру в 900 градусов, когда обжигают игрушку! Это мастерство лепки. Надо поймать момент, когда глина прилипает и ее плотность уже позволяет делать большую фигуру. Только так, и делаются большие абашевские глиняные игрушки, только очень умелыми руками. В этом направлении у нас конкурентов вообще нет. В свое время я присутствовал на выставке, где были представлены китайские, малазийские, латиноамериканские игрушки и наша, абашевская игрушка, сияла и сверкала, как говорится «стояла королем». Пензенскую игрушку хотели повторить китайские мастера, но не получилось и они, вполне серьезно, позвали меня переехать в Китай», - признается мастер.

Самобытное искусство неповторимо. Абашевская керамика входит в перечень предприятий народных художественных промыслов России. Оно занесено в золотую книгу наций за социальную значимость и результат. Сейчас Юрий Щеглов обучает ремеслу своих учеников, которые и дальше будут продолжать изготовление абашевской игрушки, прославленной на всю страну и за ее пределами.

И в селе Абашево Спасского района местными жителями не забыто ремесло. На родине абашевской игрушки традицию чтут и хранят. Житель села Владимир Ворожейкин начал заниматься в абашевской лаборатории у известного мастера Иды Калимуллиной, когда ему был 21 год, так и увлекся почти на четверть века. Долгое время преподавал для детей дополнительные занятия по ремеслу в местной школе.

«Я начал заниматься, когда пришел из армии. Слепил первую игрушку, помню, уточку. В абашевской лаборатории, где я занимался, ее высушил и принес домой. Попробовал обжечь, на углях. Обжиг у меня получился хорошо, и я продолжил процесс, проявились мои творческие способности. Затем выяснилось, что и мои родственники тоже занимались, в свое время, изготовлением гончарных изделий. Я всегда весь цикл делал дома. Глину беру за селом, ту, которую наши деды использовали. Два года она у меня лежит на улице, сначала ее две зимы вымораживаем, а летом высушиваем. Она становится очень пластичной. Обжигаю игрушки тоже, по старинке, дровами, росписью занимается жена. Образы игрушек простые, которые уже прошли несколько столетий, и они не изменились. Только у каждого мастера есть дополнительные украшения, которые он вносит. А так это основные виды животных и птиц, также традиционная абашевская барыня. Кстати, наша абашевская барыня находится в Мюнхенском музее, моя тетя видела и в Лувре абашевскую игрушку, фотографию присылала, но она не сохранилась», - рассказывает Владимир Ворожейкин.

Сейчас Владимир Ворожейкин готовится к предстоящим выставкам и мастер-классам, которые он проводит. Мастер признается, что в селе до сих пор их называют, как раньше, абашевские дудочники. Всех мастеров объединяет любовь к традициям и уникальному ремеслу, которое зародилось в XIX веке Спасском уезде и продолжается до сих пор. Может быть не в том количестве, но то, творчество, которое не чуждо народу и идет от души мастеров живет долго.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру