С 1 сентября 2025 года в России вступают в силу новые законодательные нормы, которые позволят абонентам эффективнее бороться с навязчивой рекламой. Как пояснил доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Моисеев, теперь для отказа от рекламных рассылок достаточно будет обратиться к своему оператору связи, который обязан будет заблокировать нежелательные звонки и СМС.
Это существенно упростит процедуру, поскольку сейчас абонентам приходится самостоятельно выяснять, какая компания осуществляет рассылку, и отзывать ранее данное согласие на обработку персональных данных. В некоторых случаях потребителям даже приходится доказывать, что они никогда не давали разрешения на использование своих контактных данных в рекламных целях.
До сентября 2025 года юрист рекомендует абонентам, столкнувшимся с навязчивой рекламой, направлять жалобы непосредственно оператору связи или в Федеральную антимонопольную службу. Если звонки содержат признаки мошенничества, эти ведомства перенаправят обращения в правоохранительные органы.
Новые правила стали продолжением системной работы по защите граждан от цифрового мошенничества. В начале 2025 года был принят первый пакет инициатив, запрещающий использование мессенджеров для служебных коммуникаций и блокирующий подозрительные СМС с кодами от «Госуслуг». Сейчас обсуждается второй пакет мер, который дополнит антиспам-законодательство возможностью подачи заявлений о мошенничестве через портал «Госуслуги» и блокировкой международных звонков.